Заглох мотор? Решаем проблему со стартером!
Тишина. Полная, глубокая тишина, где раньше раздавался уверенный рык двигателя. Повернули ключ зажигания – лишь бездушный щелчок, и машина остается неподвижна. Знакомое чувство разочарования и беспомощности знакомо многим автовладельцам. Не спешите паниковать и вызывать эвакуатор – часто причина нерабочего стартера лежит на поверхности и устраняется быстро и относительно недорого.
Не крутит стартер: причины и способы ремонта
Завелся утром, поехал на работу – все отлично. Вечером возвращаешься, а машина… молчит. Ключ поворачиваешь, слышен лишь щелчок реле, а стартер даже не шелохнется. Знакомая ситуация? Многие автовладельцы сталкиваются с такой проблемой. И первое, что приходит в голову – «Все, капец, нужно вызывать эвакуатор!». Но не спешите с выводами! В большинстве случаев проблему можно решить самостоятельно, сэкономив при этом немалую сумму на услугах автосервиса. Давайте разберемся, почему стартер может отказать, и как можно его реанимировать.
Конечно, полностью разобраться во всех тонкостях работы стартера без специального образования сложно. Но основные причины поломки и способы их устранения понять вполне реально. А это уже половина дела! Ведь часто проблема оказывается гораздо проще, чем кажется на первый взгляд, и решается буквально за несколько минут. Приготовьтесь – сейчас мы разберемся в этой неприятной, но вполне решаемой ситуации.
Основные причины отказа стартера
Прежде чем лезть в глубину проблемы, нужно понять, откуда «ноги растут». Причины, по которым стартер может отказать, можно условно разделить на несколько групп: проблемы с электрической цепью, механические поломки и проблемы с аккумулятором. Давайте подробнее рассмотрим каждую из них.
Проблемы с электрической цепью
Часто проблема кроется не в самом стартере, а в электрической цепи, которая его питает. Это может быть слабый аккумулятор, окисленные клеммы, неисправный втягивающее реле, перегоревший предохранитель или проблемы с проводкой. Проверьте все эти элементы последовательно, и возможно, вы найдете причину неполадки еще до того, как начнете разобрать сам стартер.
Окисленные клеммы – это классика жанра. Зеленый налет препятствует нормальному контакту, и ток просто не может пройти в достаточном количестве. Очистите клеммы металлической щеткой и смажьте специальной смазкой для клемм – это простая и эффективная мера.
Механические поломки стартера
Если с электрикой все в порядке, придется копать глубже – возможно, проблема в самом стартере. Здесь могут быть различные поломки: износ щеток, поломка бендикса, заклинивание ротора или статора. Диагностика таких поломок требует более глубокого знания принципов работы стартера и наличия некоторых инструментов.
Износ щеток – довольно распространенная проблема. Щетки – это небольшие графитовые элементы, которые обеспечивают контакт между обмоткой ротора и коллектором. Со временем они изнашиваются, и контакт ухудшается. Заменить щетки относительно просто, но для этого нужно разобрать стартер.
Проблемы с аккумулятором
Не стоит забывать и о самом простом, но часто упускаемом из виду факторе – аккумуляторе. Если он разряжен, то стартер просто не будет иметь достаточно энергии для работы. Проверьте напряжение на клеммах аккумулятора вольтметром. Если напряжение ниже 12 вольт, то причина в аккумуляторе. Его нужно зарядить или заменить.
Кроме разрядки, аккумулятор может быть сульфатирован или иметь другие повреждения. В таком случае зарядка может не помочь, и придется менять аккумулятор.
Диагностика неисправности стартера
Прежде чем приступать к ремонту, необходимо точно определить причину неисправности. Это поможет сэкономить время и силы. Вот план действий:
- Проверка напряжения на клеммах аккумулятора.
- Проверка клемм на окисление.
- Проверка предохранителей.
- Проверка проводки на обрывы.
- Проверка втягивающего реле (щелчки при повороте ключа могут указывать на его неисправность).
- Визуальный осмотр стартера на наличие механических повреждений.
Если после проверки всех этих пунктов проблема не устранена, придется прибегнуть к более тщательной диагностике с использованием специальных инструментов. Это может потребовать более серьезных знаний и навыков.
Ремонт стартера: основные этапы
Если диагностика показала, что проблема в самом стартере, придется приступить к ремонту. Это более сложная процедура, требующая определенных навыков и инструментов. Но в некоторых случаях ремонт вполне под силу самостоятельно выполнить.
Разборка стартера
Перед разборкой стартера необходимо отсоединить его от автомобиля, отключить провода и закрепить его в удобном месте. Разборка стартера проводится поэтапно, с осторожностью, чтобы не повредить внутренние детали. Важно запомнить последовательность разборки, чтобы потом легко собрать стартер обратно.
Замена щеток
Замена щеток – одна из наиболее распространенных операций по ремонту стартера. Изношенные щетки нужно заменить на новые. При этом важно проверить состояние коллектора – он должен быть чистым и без повреждений.
Замена бендикса
Бендикс – это механизм, который обеспечивает зацепление стартера с маховиком. Если бендикс неисправен, стартер не сможет прокрутить двигатель. Замена бендикса требует некоторой ловкости рук и специальных инструментов.
Проверка обмоток
Обмотки статора и ротора должны быть целыми. Проверку можно провести с помощью тестера. Если обнаружены обрывы, короткое замыкание или другие повреждения, то обмотки нужно заменить. Это более сложная процедура, которая требует определенных навыков.
Сборка стартера
После замены неисправных де